Записки об окружающем

взгляд обычного человека


Previous Entry Поделиться Next Entry
Дорога жизни
очки, Коля
zhn

С недавних пор заинтересовался одним вопросом. Вопрос этот имеет длинную тёмную историю, и я хотел бы в ней разобраться.
Эта история - показатель всего состояния дел в Тольятти. Эта история - про лесную дорогу.


Небольшой экскурс для тех, кто не в курсе, или не следил за ситуацией, или просто не тольяттинец.
Тольятти состоит в целом из трёх жилых районов - Комсомольский, Центральный, Автозаводский. Вариант 2: Комсомольск, Старый, Новый. Вариант 3: Комса, Старик, Новик. Население по Википедии (на 01.01.2007): 110 405, 158 257,436 636 человек. Это только официально и переписанных. Уверенно могу заявить, что можно вполне говорить о 150/250/600 тысяч проживающих человек. Так же уверенно могу утверждать, что в рабочий день в Автозаводском районе находится больше 750 тысяч человек, а в Старом - около 300 тысяч человек. Откуда они берутся? Из пригородов. Жигулёвск, Приморский, Прибрежный, Ягодное, Выселки, Верхнее и Нижнее Санчелеево, и ещё масса мест, где живут люди, искренне считающие себя тольяттинцами, работающие и отдыхающие в Тольятти.

Откуда берётся утром такое количество народа? Ответ в стиле Путина - они приезжают. Притом потоки взаимны - люди едут из Жигулёвска и Комсы в Старый город и в Новик, из Старого - в Комсу и в  Новый город, а из Нового - порой даже едут работать в Старый и в Комсу. Притом это всё разные люди, разных слоёв населения, разного уровня доходов и разной занятости. Например, можно обобщить, что работники химпроизводств едут отовсюду в Старый город, автостроители - в Новый, но множество других людей ездят по различным причинам, и не так просто понять и отследить, кто едет куда и зачем. Чтобы представить уровень транспортных перевозок - только на ВАЗ ежесуточно везут  на завод и возвращают с него 110-140 тысяч человек. То есть туда и обратно - 220-300 тысяч человек. Ежесуточно, повторю.

Между прочим, два района - Центральный и Автозаводский, соединяют лишь две дороги: Автозаводское/Южное шоссе (одно плавно превращается в другое, так что это, в целом, одно и то же) (Южка) и дорога  в Лесной зоне (зелёнка). Всего две. Южка имеет шесть полос (3/3), дорога в зелёной зоне - 2 полосы (1/1).

Теперь я хочу переключить ваше внимание со скучных цифр на красивые цветные картинки. Например, вот:

Обратите внимание, сейчас час дня, воскресенье. А практически все новые кварталы Нового города - в пробках. То есть выезд из Новика в сторону Старого или на обводную - не то чтобы заблокирован, но затруднён. Также обратите внимание, что на перешейке "возле Парк Хауса" и в зелёной зоне ("зелёнка") опять таки пробка. Пусть небольшая, но всё же.
Теперь посмотрим, что происходит там же в рабочий день, например, утром:


Мы видим, что желающих проехать из Старого в Новый побольше, чем желающих проехать обратно. Тем не менее, и тех и тех - МНОГО. Утренний затор налицо.
Что происходит вечером? Да примерно то же самое, но в другую сторону:


Что происходит в Лесной зоне? Примерно то же самое, если нет  ДТП. Если есть - то всё становится намного хуже. Автор этих строк сам живёт в Старом, а ездит на работу в Новом. От рынка "Журавль" до 3Б квартала - 14 километров. Проехать их можно на 91й или 310й маршрутке за 14-20 минут или за 40-60. Мой личный рекорд за 4 года - 1 час 44 минуты.
К сожалению, я не могу привести красочные скриншоты Яндекс.Пробок, но обещаю, что обязательно их сделаю в ближайшие рабочие дни. Могу только сказать, что в 18 часов  - плотная пробка от Нового города до яхт-клуба Химик, и гораздо серьёзнее в обратную сторону, потому что соединяются потоки из Комсы и Старого в Новый. Как говорится, "там просто смертоубийство какое-то".

Так, к чему я веду. Транспортные магистрали между Новым и Старым городом имеют два узких места - Южка и зелёнка. Узких настолько, что это порой просто "бутылочное горлышко".
Помните, какой был ажиотаж, когда прошла информация о радиоактивном облаке с Балаковской АЭС? А ведь фактически было некуда бежать - обводная и дорога через Комсу. Если бы народ дёрнулся, была бы транспортная катастрофа, не исключено, что с жертвами.
Вспомните, что творилось на Южке в 2010 году, когда горел лес и зелёнка была перекрыта. Не знаю как вам, а мне запомнилось тем, что жена спалила на нашем ниссане коробку-автомат (вариатор), которая охлаждалась маслом, что мне до сих пор аукается.
Ну да ладно, вернёмся от частного к общему.

Необходимость расширить пропускную способность магистралей была очевидна ещё в советское время, и потом, при мэре Жилкине, в 1996 и более поздних годах, этот вопрос поднимался вполне остро. И решали его также - откладывали "на потом". В подарок будущим поколениям, так сказать.
В 2010-м году, когда закрыли  "зелёнку", снова вспомнили про проект "который нельзя называть вслух" - про дорогу через лес. И снова из этого, вполне  себе утилитарного дела сделали баррикады. Снова поднялись экологи и псевдоэкологи, сошлись стенка на стенку автомобилисты и пешеходы, снова били себя в грудь и под лозунгом "Сохраним наш лес!" хватали друг друга за грудки люди, которые не были в лесу лет десять, а то и больше.
И результат не заставил себя долго ждать - решение проблемы снова "отложили".

Между тем, проблема не просто зреет - она вообще-то давно уже перезрела. Ещё в 2001 году тогдашний глава ГИБДД Шелудяков говорил, что нас ждёт транспортный коллапс. Теперь мы в транспортном коллапсе банально живём. Уже в сервисе FourSquare люди чекинятся в пробке на Южке, как в кафе, а кое-кто уже стал мэром "пробки в Зелёной зоне".

Так что же такого в этой загадочной "лесной дороге"? Почему за столько лет её так и не построили?
Изучая все материалы, которые только были доступны мне - а это только документы в открытом доступе, то есть в интернете, я сначала пришёл к выводу, что тут дело в деньгах. Причём достаточно больших.
Учитывая, что строительство такой дороги - дело недешёвое (как всё сейчас в России), то, скорее всего, эта дорога будет платной для проезда. В общем-то, это и нормально. Хочешь попасть быстро - отдай небольшую денежку и вперёд. Читая, сколько было желающих поучаствовать в строительстве, я сделал для себя вывод - что в нашем достаточно криминализированном городе строить дорогу (и строить планы) будут одни люди, а эксплуатировать(и стричь капусту) - совсем другие. Повторяю, это было моё субъективное оценочное мнение.

Сейчас же, когда я стал больше разбираться во всей этой ситуации, я стал понимать, что строительство лесной дороги - это больше, чем просто деньги. Это столкновение интересов целых групп людей.

И тогда я решил спросить у самой главной группы, у горожан: Тольятттинцы! Вам нужна лесная дорога?
Почему вместо вас кто-то постоянно решает и заставляет вас стоять в пробках. Вы за рабочую неделю теряете 3-4 часа, за месяц - сутки, за год - неделю-две. Это часы, отнятые у вашего ребёнка, у ваших близких. Это время, потраченное впустую, оно сравнимо с вашим отпуском. Вы согласны и дальше терять его просто потому, что кто-то решил за вас? Не пора ли самим высказаться?

Да, тут много факторов, главные из которых - два, первый - это "не дадим рубить  лес!", и второй - наличие водозабора. Иначе говоря, факторы очевидные, но очень уж хитро используемые противниками лесной дороги. Давайте попробуем рассмотреть их объективно.
Всякое строительство подразумевает расчистку территории, и даже в самом лучшем варианте не удастся обойтись без спиленных деревьев. Но. Сейчас тольяттинский лес как раз в таком состоянии, что можно ущерб ему сделать самым минимальным. Более того, ущерб можно компенсировать, высадив деревья там, где они необходимы.
Водозаборы. А с чего решили, что дорога должна идти ну прямо вот по колодцам, насосным станциям и водоводам? Кто это сказал? Почему нельзя спроектировать дорогу так, чтобы она шла рядом, или, чем чёрт не шутит, поверх них, не задевая их совершенно? В мире полно уже существующих инженерных решений, когда дороги проходят на лесом, не разрушая его экосистему. И они не так уж дорого обойдутся, как принято думать. Надо всего лишь подсчитать.
Кстати, это прекрасно решение проблемы "а потом они застроят всё вокруг коттеджами". Если эстакада или виадук не будет иметь съездов - то никто ничего рядом не построит. А если это будет вантовый мост? Это же будет жемчужина города, визитная карточка, узнаваемый объект по всей России, а то и в мире - мост над лесом. Красота



Посмотрите, как резко может изменить картину наличие такой дороги. Разгружается Южное шоссе, а зелёная зона возвращается в своё привычное состояние - тихой дороги вдоль пансионатов, детских лагерей и домов отдыха. Движение в Новом городе будет более сбалансированным, потоки на ВАЗ пойдут через Ленинский проспект - самую недозагруженную улицу Нового города. И посмотрите, поток транспорта из Центрального района будет приходить по лесной дороге прямо в центр Автозаводского района и расходиться по четырём направлениям - 40 лет Победы, Ворошилова, Ленинскому проспекту и Жукова. И так же в другую сторону. Это гораздо удобнее, чем пробираться через весь Новый город к узкому Южному шоссе. В Старом городе выход на улицу Баныкина - единственный возможный выход, потому что Мира уступает в ширине и пропускной способности.
А представьте, как быстро сможет доехать скорая из Медгородка до баныкинской больницы. А пожарные?
Надеюсь, я вас убедил.

И последнее. Если так случится, что лесную дорогу начнут строить - хотели бы вы вложить в неё ну хотя бы тысячу рублей, и стать совладельцем? Обычное акционерное общество, вложил - получаешь дивиденды.



Яндекс.Метрика

  • 1

скорее всего

Зелёнку сделают платной, проезд на 91 или 310 маршрутке станет не 22, а 30 руб.
вполне себе "лесная дорога"

там где у Вас лежит эта самая дорожка, эту самую дорожку строить нельзя, если бы вы там были то наверное знали бы почему.
другое дело, что даже без математической модели транспортной сети города (которой у города Тольятти кстати нет) понятно, что дорога через лес нужна. но вопрос этот более комплексный чем просто прорубить полосу и закатать в асфальт полосу дороги.

Re: дорога

Суть моего предложения - не класть асфальт на землю и не рубить лес, а подвесить дорогу над лесом.

Это не выход

Хотя я ежедневно езжу в час пик между Новым и Старым и участвую в пробке на Автозаводском шоссе, но я против лесной дороги, тем более, платной. Я уверен, что открытие дороги через лес приведет только к краткосрочному эффекту (1-2 года максимум). Потому что нужно бороться не с последствиями, а с причинами. А основная причина – отсутствие нормального общественного транспорта между районами. За последние лет 15 у нас он был уничтожен в угоду карманным газельным фирмам. Троллейбусы почти умерли, автобусов очень мало, и интервал движения слишком большой. Основным транспортом у нас стала маршрутка – некачественно и нецивилизованно, зато отличный способ отмывки денег. Кстати, в Тольятти едва ли не самый дорогой общественный транспорт в России! Поэтому и экономичнее, и удобнее пользоваться личным транспортом. Или такси: во всем мире это дорого, но только не в Тольятти! Ну а поскольку в семье все обычно работают/учатся в разных местах, а car-sharing не подходит для нашего менталитета, я ежедневно наблюдаю сотни машин без пассажиров; большинство едет на работу в гордом одиночестве (я тоже).
Вместо лесной дороги, считаю, помогло бы следующее:
1. Многоуровневая развязка Южное-Автозаводское-Хрящевское-40 лет Победы с запретом левого поворота с АШ к больницам и Царскому селу.
2. Продление ЮШ до ул. Ленина, а лучше и до Новозаводской.
3. Расширение Автозаводского шоссе на половину полосы в каждую сторону (как минимум убрать «островок безопасности»).
Это тоже даст краткосрочный эффект, но это и дешевле, и с меньшим ущербом для экологии.
Полноценно решить проблему можно только развитым общественным транспортом. В частности, очень поможет на месте лесной дороги линия скоростного общественного электротранспорта (трамвай, монорельс, S-bahn) от ул. Баныкина до ОЭЗ «Тольятти» через Ленинский и Московский. В перспективе эту линию можно продлить на восток – вдоль Баныкина в Комсомольск до Жигулевского моря, где будет пересадка на скоростные поезда в Самару и аэропорт. Можно и на запад - до Ягодного-Подстепок с меньшим интервалом движения.

Re: Это не выход

Предложение по расширению существующих дорог считаю целесообразным. Равно как и строительство новых ( с надлежащим просчётом всех минусов и плюсов компетентными людьми). А вот по вопросу общественного транспорта у меня огромные сомнения!!! Ездить на больших автобусах ( типа "икарус" и его более совренные аналоги)удовольствие очень долгое и сомнительное! Мало того, что автобус не развивает по городу скорости больше 40км/час, так ещё и обязан остановиться на КАЖДОЙ ОСТАНОВКЕ- вне зависимости от существования желающих войти или выйти. Во что превращается автобус в час пик я помню из советского детства! Если газелька-маршрутка с занятыми посадочными местами, способна взять на борт лишь одного "стоящего" пассажира( причём этот пассажир должен обладать определённой сноровкой и физ подготовкой для такого вида езды)и по сути все сидящие пассажиры едут с относительным комфортом( моральным в том числе), то в автобус лезут до тех пор пока не затрещат стёкла! А если ни дай бог "сидящий" моложе "стоящего"- то всё! вставай и "уступай место"!( я всё понимаю про уважение к старшим, но вопрос какого лешего пенсионера всегда рапирает поехать именно в час пик!?) Ну и момент личностно-социальный: в общественном транспорте непременно встретятся тинейджер в бряцающей из наушников "музыкой", мужчина не утруждающий себя гигиеническими омовениями подмышек и стиркой носков, и старушка-веселушка с изрядной порцией "красной москвы" на бюсте!!! Поэтому учитывая всё вышеперечисленное, увольте, но я лучше буду создавать и толкаться в пробках, чем сяду в автобус!!!!

Как-то вы сами себе противоречите
> но я против лесной дороги, тем более, платной.
и
> В частности, очень поможет на месте лесной дороги линия скоростного общественного электротранспорта (трамвай, монорельс, S-bahn) от ул. Баныкина до ОЭЗ «Тольятти» через Ленинский и Московский.

То есть против дороги, но сами предлагаете дорогу. Между прочим, а кто мешает сделать эстакаду такой, чтобы сверху ехали автомобили (я всё-таки настаиваю про скорую и пожарных), а, допусти, под эстакадой - ходил скоростной трамвай (Комса)-Баныкина-Денинский-Московский-ВАЗ-(Ягодное)? Идея здравая - на одних опорах два вида транспорта.

Николай, чтобы это не выглядело противоречием, я все-таки уточню, что против автомобильной дороги общего пользования, но не против более экологичного транспорта. Ведь основной ущерб для экологии будет не из-за вырубки некоторого количества деревьев, а от загрязнения воздуха и грунтовых вод после пуска движения. Именно поэтому никакие мосты и эстакады не помогут. Кстати, почему-то все считают, что лес сгорел, и ничего там теперь вырубать не надо. Так вот, в месте, где планируется дорога, лес не сгорел!
По поводу скорых и пожарных - не вижу смысла. У них, как я понимаю, по районам все распределено, а если нужно внутрь лесного массива, там служебная дорога есть, просто она без асфальта. Если асфальт там появится, то очень скоро появятся и различные пропуска, как это было в зеленой зоне. Поэтому рельсы - да, асфальт - нет. Скоростной трамвай гарантировано позволит за 10-15 минут добраться от автовокзала до Руси, автотранспорт же через несколько лет там встанет в такую же пробку, и мы будем думать о следующей дороге через лес, скажем, от 50 лет Октября до Дзержинского.

Re: Это не выход

1. Я лично там сажал недавно (20 и 27 апреля) лес, где, как вы утверждаете, он не сгорел. Всё вокруг санатория Лесное выгорело, но не всё выпилили ещё.
2. Почему вы думаете, что по дороге нельзя будет пустить автобусы и, самое главное, троллейбусы? У них явно будет приоритет.
3. Вы не видите смысла для скорых и пожарных? Серьёзно? В городе где несколько химзаводов? Пожарные поедут на скоростном трамвае, если что? Детей из Центрального в случае возгорания хлорных ёмкостей будете трамвайчиком эвакуировать?
4. Моделирование транспортных потоков в сторону увеличения доли общественного транспорта - это должна быть задача мэрии города. И наша с вами задача, и даже обязанность - заставить мэрию этим заниматься. Я всецело за автобусы и троллейбусы под 100 человек ёмкостью.

Дополнительная дорога решит проблемы пробок частично.В городе надо делать скоростной трамвай через все районы,как планировалась.Общественный транспорт должен быть комфортным для горожан и удобным,тогда многие люди пересядут на общественный транспорт и личного транспорта на дорогах будет меньше.Также надо сделать автостанции в каждом районе по доставке пассажиров от скоростного трамвая по району,тогда и газелям не будет смысла гонят между районами и создавать пробки и аварийные ситуации.

У вас много звучит "должен быть". Я предлагаю конкретные решения - как делать. Я не говорю - "дайте нам", "у нас должно быть", "вы обязаны обеспечить". Это позиция попрошайки, не желающего заниматься своими проблемами. Олег, я сейчас без личных выпадов, если что.

Николай, а вы хоть немного представляете себе систему работы водозаборов и смысл санитарных зон вокруг них? Я рада за вас, что вы живете в Старике, но вы так щедро обрекаете жителей новика в случае чего пить отравленную воду... Добрейший души человек. Зато на работу быстрее доедете, а то что (фигурально выражаясь) по трупам...

Я и представляю и знаю систему работы водозаборов. В случае чего, вообще-то, жители Нового города пьют воду из Волги, что выше по течению (до Тольятти). Я рад что вы живёте в Новом и вам нагадить на всех жителей Тольятти разом.
Вы даже не удосуживаетесь подумать, что 6 км вместо 24 вокруг - это снижение выхлопов в 4 раза, что скажется и на ваших столь любимых водозаборах в том числе. Я понимаю, что думать - не женское дело, но всё же...
А насчет доброты души - так куда мне до широких душой велосипедистов, которые хотят потратить на своё развлечение городские деньги.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account